КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow Новости и события arrow Когда Шариковы идут в «партии власти», профессор Преображенский вступает в КПРФ
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Когда Шариковы идут в «партии власти», профессор Преображенский вступает в КПРФ
19.03.2007 г.

Имя кинорежиссера Владимира Бортко хорошо известно российскому зрителю. Среди самых известных среди полутора десятков его работ – трагикомедия «Блондинка за углом», военная драма «Афганский излом» и, конечно, блистательное «Собачье сердце», которое, по мнению многих, даже превзошло булгаковский оригинал. Среди фильмов последних лет – телесериалы «Идиот»  и «Мастер и Маргарита». А недавно мастер отечественного кино решил сделать в своей жизни новый шаг, который связан вовсе не с творчеством, хотя Бортко занят реализацией нового масштабного кинопроекта. Лауреат Государственной премии, Народный артист России и Украины, Заслуженный деятель искусств, недавно отметивший свое 60-летие, принял решение вступить в КПРФ.

Однако никакой неожиданности в этом поступке нет – напротив, для самого Владимира Владимировича это обдуманное и логичное решение. Каковы же мотивы этого шага со стороны прославленного кинорежиссера? Чего он ждет от политической деятельности вообще и чем объясняется именно такой выбор, - не теплое местечко «свадебного генерала» в президиуме одной из «партий власти» в обмен на «зеленый свет» в «политкорректной» творческой деятельности, а деятельность в рядах единственной оппозиционной партии, что никаких благ ему не принесёт? Как сочетаются личные убеждения режиссера с тем, что провозглашено в Программе КПРФ? На эти и многие другие вопросы кинорежиссер Владимир Бортко отвечает в беседе с журналистом Сергеем Сверчковым.

- Владимир Владимирович, «Собачье сердце» в Вашей интерпретации - с одной стороны, гениальная работа, но с другой – воспринятая частью общества как откровенно подрывная с идеологической точки зрения. А сегодня, спустя два десятка лет после выхода «Собачьего сердца», Вы делаете выбор в пользу не какой-нибудь, а именно Коммунистической партии. Почему? Нет ли здесь парадокса?

- Безусловно, кто-то воспримет это именно так. Меня знают по фильмам, в которых, как мне кажется, некоторые действительно могут увидеть идеологическую диверсию и сказать, что Бортко настроен против коммунизма вообще. А с точки зрения таких людей, каким был, например, многолетний идеолог КПСС Михаил Андреевич Суслов, это на самом деле откровенно подрывной фильм. Но я должен сказать – если бы такие люди по-прежнему руководили  партией, я сегодня не подал бы заявления о вступлении в КПРФ. Давайте вспомним строки Булгакова, процитированные Евгением Александровичем Евстигнеевым в роли профессора Преображенского: «Где у Карла Маркса написано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками и ходить вокруг через черный ход?». Нет этого у Маркса. Но в нашей жизни это было. Я был против этого и буду против этого – это вопиющее искажение учения Маркса. Я всегда против таких искажений возражал, возражаю, и стоять на этом буду. Мой фильм был направлен ни в коей мере не против учения, не против основ социалистической системы, а против того, как это реализовывалось на практике.

Когда я сейчас слышу нападки на Коммунистическую партию – вот, смотрите, мол, что они делали, когда были у власти, сколько народу изничтожили и так далее – я даю на это сразу два ответа. Во-первых, тогда давайте и церковь тоже закроем навсегда, потому что если вспомнить историю, то мы увидим сотни тысяч сожженных на кострах людей,  крестовые походы, в том числе и детские, уничтожение именем церкви целых цивилизаций в Латинской Америке и многое другое. И речь не только о католиках – и в протестантизме и, к прискорбию, в православной церкви похожие деяния также имели место. И всё это разве отменяет христианскую идею? Вряд ли. Именно поэтому она и существует почти две тысячи лет. Коммунистическому учению, которое, как мне кажется, в опредёленной степени переплетается и с христианским учением, лет неизмеримо меньше. Было бы чудом, если бы первая попытка его практического применения прошла идеально. Как говорится, первый блин комом. Но это не повод для отмены самой идеи.

- То есть Вы убеждены, что социалистическая идея имеет будущее?

- Она не только имеет будущее - она единственная и не имеющая альтернативы. Ведь многие разумные люди и на протяжении ХХ века склонялись, и сейчас склоняются именно к этой идее.

Давайте посмотрим за окошко – на дворе февраль, а зимы нет. Да что там: «нет зимы»? На всех континентах бушуют небывалые ураганы, принося громадные разрушения и человеческие жертвы. Почему меняется климат? Потому что человек в своих эгоистических интересах стал неправильно относиться к природе, только брать, только потреблять, но ничего не давать взамен, не думая о будущем. И это чрезвычайно серьезно. Речь идет о выживании человечества. Примерно с 1800-х гг. было истреблено больше половины площади лесов планеты. При этом более 90% уничтоженных за это время лесов приходится на XX век. По данным ООН, ежедневно исчезает один вид животных и еженедельно один вид растений. Природа планеты неузнаваемо оскудела, ее повсеместно вытесняет чудовищная урбанизация, естественные ресурсы буквально на глазах людей истощаются. По оценке специалистов, не менее 50% распространенных заболеваний обусловлено загрязнением окружающей природной среды, прежде всего отравленным воздухом и потреблением недоброкачественной питьевой воды, пищи. Что касается нашей страны, то она не только не исключение, но, увы, находится в числе лидеров по масштабам бедствия. И сейчас, когда мы с Вами беседуем, неподконтрольно и хищнически вырубаются гигантские массивы русского леса. Можно сказать, что мы практически остались без кедровой тайги. На Конференции ООН по окружающей среде в 1992 г . было признано, что ничем не сдерживаемое экономическое развитие сопровождается необратимыми разрушениями не только в пределах национальных территорий, но и планеты в целом: пыльные бури, ураганные ветры по всем широтам, затопления ливневыми дождями целых городов, областей, штатов… Мне леса жалко, животных и рыб жалко, а прежде всего – хотелось бы, чтобы будущие поколения людей жили именно по-человечески. А это автоматически означает, что человек, задумывающийся об этом, исповедует левые, социалистические идеи, идеи справедливого отношения ко всему.

- Но ведь стоящие сегодня у власти тоже говорят о справедливости, заботе о народе…

- Вы знаете, меня могут за следующие слова не принять в партию, но мне нравится наш президент. Мне нравится его трезвость, спортивный вид, то, что он свободно говорит без бумажки, энергичен и подтянут, может выдерживать колоссальные нагрузки и свободно общается с главами правительств на их языках. Особенно, если сравнивать Владимира Владимировича с его предшественником, на которого вся страна смотрела с ужасом, ожидая очередную «загогулину», а после испытывала чувство жгучего стыда..... Я, как и миллионы соотечественников рад, что Путин, как президент, повел себя достаточно жестко и страна под его руководством не распалась, а она была уже на грани этого. Однако... Глядя по телевизору на проходившее недавно под его руководством заседание правительства, я был поражен его раздраженной репликой: «Я уже в который раз говорю это, а мои поручения абсолютно не выполняются...»

Ничего себе! Поручения Президента не выполняются? Не выполняются теми, кто, казалось бы, напрямую зависит от него? Почему?.. Что это - отчаянно смелые заговорщики, проникшие в самое сердце страны и решившие саботировать благие начинания президента?.. Не похоже. Но тогда -  почему? Русская необязательность? Лень? Головотяпство? Ответ по-марксистски прост. Не выполняются потому, что поручения эти вошли в противоречие с интересами тех, кто их должен выполнять... И, что очевидно, не только теми, кто сидит рядом с президентом в Кремле, а сотнями тысяч, если не миллионами чиновников, по всей России. Ибо лозунг, которым эти миллионы руководствуются, предельно ясен и понятен - он сформулирован в начале 90-х: «Обогащайтесь!» Вот они и обогащаются. В связи с этим вызывает некоторое удивление позиция президента. Почему он не отделяет себя от людей явно скомпрометировавшихся? Например, г-на Зурабова? Да и не только от него... Хотя: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». Карл Маркс. Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии. Но это мы говорим о министрах, чиновниках, о властных кругах. А что тогда говорить о милиционере, который стоит где-нибудь на дороге? Он тоже обогащается, что ему еще остается  при его зарплате и при таких примерах? Чем же он хуже? Есть небольшой риск для одного невезучего, что поймают, но всех же не посадишь. Зато есть ощутимый приварок к зарплате, вернее, даже основной заработок, к которому прилагается чисто символическая зарплата. Что поставлено во главу угла? «Обогащайтесь»? Тогда все правильно, и нечего удивляться разграблению страны, всеобщей коррупции,  продажности, упадку нравов. А собственно, почему коррупция – это плохо? Ведь – обогащайтесь! А у чиновника или милиционера один товар – возможность принимать решение. Вот он его и принимает, сообразуясь с лозунгом. Изменить это? Сложно, ибо деньги снизу идут вверх, чему иногда мы становимся свидетелями. Изменение противоречит устоявшейся системе и если все-таки начинать его, то начинать нужно сверху. Это ясно, как Божий день. Ну, давайте начнем сверху – но не тут то было. Те, кого устраивают эти экономические порядки, не дадут. Пример: прохождение в думе Закона о борьбе с коррупцией. Уже третий созыв не принимают. Или пример с тем же лесом. Те, кто его рубит, хотят обогащаться, кто перепродаёт – тоже, и те, кто это варварство охраняет, тоже хотят обогащаться. Вот они все и собрались вместе, и усердно обогащаются…

- Ваш выбор КПРФ, по Вашим словам, определяется именно преемственностью по отношению к КПСС, руководящей и направляющей силе советского общества. Но ведь сегодня немало и других организаций, немало людей, которые называют себя борцами за справедливость. Те же «Патриоты России» во главе с Семигиным, или, например, «Справедливая Россия – Жизнь, Родина, Пенсионеры», которую, несмотря на красивое название, в народе почему-то сразу же окрестили «ЖиРоПень». Партий, называющих себя левыми, расплодилось много. Почему же все-таки КПРФ?

- Я в данном случае могу оперировать категориями скорее эмоциональными, нежели фактическими, но исходя из того, что я вижу, скажу следующее. Вижу я крайнюю несерьезность всего происходящего, скажем так, на левой стороне политического поля. Я вижу мальчишек-нацболов, которые нацепили на себя красные повязки с белым кругом и наложенными на него черными серпом и молотом и маршируют во главе со своим опереточным вождем - литератором Лимоновым. Шума от их поступи много, но, думаю, они приносят скорее вред, нежели пользу тому делу, которому, как им кажется, они служат. Ибо своим поведением и прежде всего своей символикой они вызывают у большинства людей ассоциации, прямо скажем, недвусмысленные. И это понятно – страна, пережившая самую страшную в истории человечества войну, на такую символику не может не смотреть подозрительно. И при этом они используют левые лозунги. Это добро или зло для нашего дела? По-моему, зло. Честных ребят там много, и обидно, что они там, а не с нами. Очень было бы хорошо объединить все здоровые силы, которые выступают против сегодняшнего безобразия. И, мне кажется, как раз КПРФ должна выступить таким объединителем – в этом одна из ее исторических задач, если хотите. Что касается Семигина – всегда находились люди, которые, каким бы делом не занимались, думают: а где тут мое место? В каком кресле буду сидеть? И вообще, неплохо бы возглавить... Вот тот самый случай. 

- Плюс работа Кремля…

- Это уж само собой. Все-таки не даром люди свой хлеб едят. Единственной силой, реально противостоящей партии власти, является КПРФ. Значит надо ее ослабить, оторвать от нее потенциальных избирателей, хотя бы пенсионеров. Вот и появляется «Справедливая Россия».

- А что на правом фланге, по Вашему мнению?

- Разброд, шатание и полное непонимание народа, который они хотят вести за собой. Собственно, договориться между собой они не могут по определению, ибо для этого нужна идея объединяющая, значащая для демократов больше, чем их собственные «общечеловеческие ценности». Таковой не наблюдается. Что касается обещания «...бочки варенья и ящика печенья...» то люди, как  мне кажется, после 90-х слабо в это верят. «Кому бублик, а кому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика...» - это писал еще Владимир Маяковский. К тому же, мифическая бочка эта связана на 100% с потерей суверенности нашей страны. А ведь 99% этих людей скажут, что любят свою Родину. Но как же можно жить здесь и думать при этом – да пропади она пропадом?

- Но ведь некоторые, ненавидя свою страну, живут здесь, да еще и пакостят – та же госпожа Новодворская, или «правозащитник» Сергей Ковалев, например…

- Но она ведь тоже скажет, что любит Родину; другой вопрос, что она под этими словами понимает. Кстати сказать, в фильм «Идиот» я включил интереснейшие пассажи Федора Михайловича Достоевского о русских либералах: «...Либерализм подразумевает изменение существующих порядков. Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм... есть нападение не на русские порядки, а на саму Россию... Мой либерал дошел до того, что отрицает саму Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть ли не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, то лишь в том, что он не понимает, что делает и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм... Факт это такой.. которого нигде, никогда ни в одном народе не случалось...» Похоже? И ведь Достоевский сказал обо всём этом еще полтора века назад. Если спросить наших либералов: вам что, действительно хочется, чтобы тут всё пошло прахом? Боюсь, что мы получим ответ: мы Родину любим, но пусть тут хоть всё сгорит, лишь бы торжествовала либеральная идея. Но тогда - зачем вы здесь живете? Что касается гражданина Ковалева, то вот уж персонаж, словно скопированный из книги Достоевского. Ибо сей «правозащитник» никогда не упустит даже малейшей возможности побольнее ужалить свою собственную Родину. Зачем, почему? Неужели тебе не дорога страна, народ? В конце концов, то место, где ты живешь? Оказывается, нет... Такие вот либералы...

- Как Вам видится судьба России, населяющих ее народов? Должны мы идти своей дорогой или раствориться среди других цивилизаций? Ведь сегодня одни призывают стать составной частью «мирового сообщества», что означает утратить самобытность, а другие заявляют «Россия для русских»…

- На эту тему я тоже размышлял долго. Ведь вспомним древнее: «Нет ни эллина, ни иудея». И это истина для всех честных людей. Совершенно неважно, во что человек одет – в косоворотку, в халат и тюбетейку или в кимоно. А уж для коммуниста-то совершенно немыслимо кричать «Россия для русских», тем более имея, так сказать, в тылу как минимум 20 миллионов соотечественников, у которых не то что убеждения – у них вера иная…  И глаза у многих из них несколько иначе устроены, и форма черепа, если хотите, немного другая. Что же делить людей по таким принципам? Но, во-первых, в  фашистской Германии уже попытались это сделать. К чему это привело – общеизвестно. А во-вторых, это значит желать своей Родине совершенно неизбежного раскола, затем как минимум гражданской войны, - и всех прочих мыслимых и немыслимых несчастий. Внутри страны Боже упаси нас от националистических лозунгов. Да, нас, русских, не просто много – нас 87%. Даже по либеральным западным понятиям мы вроде как моноэтническое государство. Но как же тогда другие национальности? Например, татарин, который рос рядом с вами в соседней квартире, в одном классе учился, с сестрой дружил? Прогнать его? Опять «Россия для русских»? Прекрасно, и сегодня же вечером будет «Казань для татар», завтра - утром «Псков для псковитян», а днем уже «Васильевский остров для василеостровцев». И это не преувеличение - эту дикость действительно хотят реализовать тайные и явные враги России.

С другой стороны, Россия – это лакомый кусок. Она была таковым всегда – вспомним «Дранг нах Ост» - а сегодня особенно лакомым: нефть, газ, лес, вода, просторы. И во внешней политике  – все выглядит совсем по-другому. Сегодня, как мне кажется, быть коммунистом – значит, противостоять значительной части «сильных мира сего» не только в самой стране, но и мировом масштабе в прямом смысле слова.

- Возвращаясь к вопросу о Вашем вступлении в КПРФ. Вы – человек давно состоявшийся, один из ведущих кинорежиссеров, снявший много популярнейших фильмов и работающий над новыми многообещающими проектами. Казалось бы, у Вас все есть, и стремиться можно лишь к новым творческим успехам. Но не опасаетесь ли Вы, что как раз их-то может уже и не быть – по той простой причине, что власть, как говорится, перекроет кислород? Ведь, если перефразировать диалог булгаковских персонажей Преображенского и Борменталя, вы не Нобелевский лауреат… Это к тому, что у всех на слуху пример отношения власти даже к всемирно известному и признанному ученому Жоресу Ивановичу Алферову – члену фракции КПРФ в Госдуме…

- Вступая в КПРФ, я, конечно, в полной мере отдаю себе отчет в том, что мой шаг вызовет массу вопросов даже у тех людей, с кем я давно близок, не говоря уже о недругах. Что же – для друзей и коллег другим я не стану. Останусь тем же, кем был всегда. Тем более, что я же не в «Аль Каиду»  вступаю... Коммунисты – нормальная парламентская оппозиционная партия, представленная, кстати, в парламентах многих европейских государств... Но надо реально смотреть на вещи – мне 60 лет. Наверное, проект, над которым я сейчас работаю, станет последним в моей режиссерской карьере. А силы есть – и их я хочу применить в новой для меня ипостаси - политической, и этого не скрываю. Если я вижу и чувствую, что хочу и могу помочь своему народу, как бы пафосно это ни звучало, то – извините – где я народу могу быть более всего полезен? И я решил, что наиболее полезен я буду именно в КПРФ. Я, разумеется, очень хотел бы завершить работу над начатым делом. Но если мне помешают из-за политики – что ж, конечно, это будет ударом. Болезненным. Огорчусь, и очень сильно, но… не более того.

- Как Вы думаете, как отнесутся к Вашему вступлению в коммунистическую партию ваши друзья и знакомые? Все ли из них разделяют левые взгляды? И как Вы будете общаться с теми, кто относится к коммунистической идее... скажем так – предвзято?

- Да, я знаком со многими людьми, не разделяющими коммунистических убеждений, хотя большинство моих знакомых стоят, так сказать, вообще вне баррикад. Но знаете, что для меня, пожалуй, самое важное в человеке? Патриот ли он? И если патриот, если он желает добра и счастья своей Родине, что же... Схлестнемся, как говорится, будем спорить... Постараюсь его переубедить... Но, если не удастся, вычеркивать его телефон из записной книжки не буду...  Можно быть марксистом-начетчиком – и, кстати, очень не хотелось бы вернуться к этому, как я уже говорил вначале. Любой фанатизм и ограниченность вредны и опасны. Но мне очень приятно знать о том, что великий физик Жолио-Кюри был коммунистом, Сикейрос был коммунистом, среди выдающихся писателей в Европе было много коммунистов – и притом все эти люди были совершенно искренними в своих убеждениях. И сегодняшняя задача Коммунистической партии, как мне кажется – не повторять прежних ошибок.

Сегодня часто слышу, что при советской власти все было плохо. Это не правда. Вернее – не вся правда. Думая об этом, я хотел снять кино о Сталине. Притом, что оба моих дедушки были репрессированы, и я мог бы, наверное, подобно некоторым, поносить советский строй, и лично Сталина последними словами.  Да, Иосифу Джугашвили можно предъявить много обвинений. Но ведь нужно учитывать – Сталин возглавил страну, находившуюся в ужасающем состоянии. Почему страна оказалась в таком положении – еще один непростой вопрос. Но важно, что страна была поднята Сталиным практически с нуля до казавшихся недостижимыми высот. От нищей, на 90% безграмотной аграрной окраины мира, до высоко индустриальной державы с лучшим в мире образованием, от сохи – в космос.

Я ни в коей мере не утверждаю, что все делалось исключительно правильно, и, наверное, допустимо вспомнить философский вопрос Достоевского о том, стоит ли благо человечества слезинки одного ребенка. Но Сталин был прагматиком, и знал не только то, на что он идёт – он прежде всего понимал, ради чего он на это идёт. И вот на эти вещи, а особенно на соотношение минусов и плюсов сталинской эпохи сегодняшней власти совсем не мешает обратить внимание.

Ради чего и как часто СЕГОДНЯ проливаются детские слезинки? ШЕСТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ беспризорных, то есть выброшенных на улицу детей! И это только по официальным и явно отставшим от реальности данным – это что ж такое? Это национальная трагедия, это сопоставимо, а то и превысило уже число беспризорников в годы Гражданской войны. Что будет с этими людьми, да и с Россией, когда эти брошенные на улицу дети вырастут? И это вопрос, пожалуй, поважнее приключений Тины Канделаки и развода прелестной няни.. Но вот в СМИ о нем почти ничего... Да и из правительства не очень...

Страна сегодня вымирает. СЕМЬСОТ ТЫСЯЧ человек в год. За 15 лет страна недосчиталась ДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ граждан. Сравнимо с потерями в Великой Отечественной войне... ОТЕЧЕСТВО В СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ! Но я не видел ни одного такого заголовка в газетах, кроме коммунистических, ни в одной передаче на радио и телевидении... Но ведь это жуткая правда. А какая из политических сил сегодня искренне, с болью в сердце, с праведным негодованием говорит об этом и, главное, предлагает реальный, бескровный путь выхода из пропасти? Только коммунисты. 

 - Что, по-Вашему, должна делать власть для тех людей, которым сегодня 15, 20, 25 лет? Кто-то из них болезненно переживает очевидную несправедливость, вступает в радикальные протестные организации – а кто-то безразличен ко всему и идет в ночные клубы, «садится» на наркотики…  А ведь этому поколению завтра жить!

- Здесь, как мне кажется, два аспекта проблемы: экономическая и морально- идеологическая... Позвольте несколько углубиться в социологию, почерпнутую в глубинах Интернета. Проблема начинается с воспитания молодого человека в семье. Возьмем для начала городскую, сравнительно «хорошо живущую» семью (около 20% семей). Живет она, как правило, в двухкомнатной квартире. И если их двадцатилетний сын приведет в квартиру невестку, которая вскоре родит, то квартира лопнет от перенаселения. Ввиду такой угрозы, на сознательном и подсознательном уровне городские семьи прилагают максимум усилий и стараний, чтобы  продлить период полового и социального созревания потомства, что можно  за счёт навязывания ему принципов искусственного инфантилизма. «Благо» современная культура этому способствует, порождая иллюзии вроде счастливого гражданского брака без деторождения, жизни для себя, жизни в кайф и прочих новомодных асоциальных принципов поведения, ведущих к скатыванию личности к инфантилизму, к сознательному уходу от активной жизненной позиции как в личной семейной, так и в общественной жизни. В результате общество получает тридцатилетних мужиков с сознанием подростков, абсолютно не затуманенных понятиями о личном долге и ответственностью перед ближними. На вопросы: «Что ты собой представляешь, имея за плечами 25, а то и все 30 лет? Кому и чем полезен? Можешь ли ты кому-то подставить свое крепкое плечо?» А мужчина в этом возрасте обязан быть опорой хотя бы для своей женщины. На эти вопросы они вряд ли ответят. Кстати, о женщинах, которым рекомендуется рожать до 25 лет и лучше это делать в браке. Если они будут ждать своих медленнозреющих суженных до 35 лет, то наберутся такого опыта, который в совокупности с контрацептивами не позволит и думать о рождении стопроцентно здорового потомства. Что в действительности и происходит.

Людей, безусловно, можно и нужно понять, если в семье два сына и две снохи, то ссоры, а то и кровавые побоища просто неизбежны. Купить же однокомнатную квартиру, которая в Москве стоит более 100 тысяч долларов, в России около 30, и на которую при существующих зарплатах надо копить более 50 лет, согласитесь, затруднительно и звучит как издевательство... И существующая ипотека здесь не спасение. После объявления Национального проекта и «Доступной» ипотеки стоимость квадратного метра в Москве выросла до 4600 долларов. То есть - превратилась в бессмыслицу. Не сомневайтесь, что цена будет расти и дальше. Выход – в строительстве действительно доступного ГОСУДАРСТВЕННОГО жилья. На это средств стабилизационного фонда не жалко. Да и к инфляции это не приведет. Не сомневаюсь, что если КПРФ на следующих выборах получит реальные рычаги влияния на судьбу страны – это будет сделано. Наше же дело – разъяснить молодым людям, да и их «благополучным» родителям, что по сути они – нищие. Если бы они это поняли, то сегодня мы бы получили с одной стороны - повышение экономической активности, так как те, кто имеет мужество и силы, стали бы рассчитывать свой заработок не только на свою персону, но и на жену с потомством, а с другой стороны - получили бы гораздо большую социально-политическую активность на улицах и площадях. В любом случае получили бы движение вперед вместо медленной деградации общества и государства.

Что же касается молодых людей из менее обеспеченных слоев, то здесь на государственном уровне нужно объяснить молодежи, зачем она живет. Принцип «помоги себе сам» порочен. Государство обязано направить молодого человека на истинный путь. Только может ли нынешнее государство взять на себя такую обязанность? Нужна идея – ведь именно на идею молодежь откликается быстрее, нежели кто угодно другой. Эти люди – еще максималисты, они вбирают в себя все притягательное – и на фоне общей «чернухи» или в лучшем случае серости они схватывают все яркое.

А теперь смотрите: страна коррумпирована от начала и до конца. Вот, допустим, мы взяли и выгнали всех коррупционеров. А дальше что? Остались пустые столы. Кто займет места за ними? Вы, молодежь. Вы будущие хозяева страны. Россия перед вами, она – ваша! Нужна идея, которая будет для молодежи дороже, чем деньги. Воспитывать молодых нужно именно так. И такая идея есть только у коммунистов. Вот только подать ее нужно ярко – так, чтобы она была притягательной, как в 20-30-е годы.

- А есть ли, по Вашему, некие преимущества в нынешнем времени по сравнению с прежним? Что Вы принимаете в «новой России» и что категорически принимать отказываетесь?

- Вы знаете, в поздние брежневские времена мою жену чуть не убили в мясном отделе продмага. В буквальном смысле – едва не раздавили, когда открылись двери и «выбросили» мясо. «Выбросили» - вот пример неологизма той эпохи. Правда, уже в нынешнее время чуть не убили и меня самого – наркоманы в подъезде из-за 100 рублей, что были у меня в кармане. В общем, и в те, и в эти времена всякого хватало и хватает. Но вот посмотрите на дороги – в Питере, а в тем более в Москве - в дневное время проехать невозможно. Пробки. А кто в пробках-то стоит? Олигархи? Ничего похожего. Это люди, которые впервые в жизни получили возможность сесть за руль – раньше у них этой возможности не было. Или машин не было, или денег. Или вот идете вы в магазин, а очереди нет. Разве это плохо? Конечно, хорошо. Это мы с Вами тут питаемся высокими идеями и думаем, как нам осчастливить человечество, а некая Галина Степановна питается совершенно прозаичными продуктами – теми, что в продовольственных магазинах продаются. Да, жалуются старики, что пенсия нищенская. И это вопиющее безобразие, это позор для государства, это необходимо менять – и к этому, кстати, совершенно справедливо призывает КПРФ. Но многие впервые получили возможность съездить за границу, отдохнуть и мир посмотреть – например, отдых в Турции сегодня дешевле и чище, чем на иных наших курортах. И едут-то туда ведь не только, как в начале 90-х, бандиты или выросшие из них банкиры, но и нормальные, простые люди – наши с Вами соседи по лестничной площадке. Так что немало всё-таки плюсов в сегодняшнем времени, пусть некоторые со мной не согласятся.

Но машины-то все больше не наши. И самолеты тоже. И, несмотря на сегодняшнее изобилие, потребление белковой пищи снизилось по сравнению с советским временем вдвое. Да, сегодня и работающий человек, и пенсионер может купить себе и семье немного еды, не думая, как ему что-то «достать» или выбраться живым оттуда, где что-то «выбросили». Но  едят-то они, в основном, импортное. Ведь отечественное сельскохозяйственное производство разрушено! И если нам под тем или иным предлогом откажут в импорте – тогда голод! К чему я всё это говорю? К тому, что перечисленные плюсы наших дней были совершенно реальны и в эпоху социализма. Поэтому я и призываю очистить прекрасное учение от перегибов, от уклонов, как левых, так и правых. Наша страна впервые в мире построила государство принципиально нового типа. Опыт этот оказался не на 100% удачным, но и не на 100% неудачным, как это сегодня пытается представить пропаганда. И многое, что мы можем позволить себе СЕГОДНЯ, есть только потому, что у нас было советское ВЧЕРА. Не видеть этого нельзя. Я убеждён, что идеи КПРФ справедливы и верны. И я приложу максимум усилий, чтобы быть полезным партии – а значит и своему народу.

- Если несколько отвлечься, как вы оцениваете уровень современной культуры?

- Открывая одну из самых популярных российских газет, призванную воспитывать, учить добру юношество, с удивлением читаю об «интереснейшей» жизни проституток и явном превосходстве их образа жизни над жизнью «примитивной» матери семейства. Такой концентрации игорных заведений, как в нескольких сотнях метров от Кремля, нет  в Лас-Вегасе и Монте-Карло.  Попадая за границу и поневоле глядя тамошнее телевидение, отмечаешь одну особенность нашего: оно невероятно агрессивнее и кровавее. А глядя на десятиминутные рекламные блоки осознаёшь, что такого неуважения к зрителям нет нигде.

Если суммировать все эти приметы «счастливой жизни», то можно себе представить сидящих в соответствующих местах веселых респектабельных господ, отвечающих за все это и понятия не имеющих, что такое нравственность. Они обеспокоены только набиванием своих карманов и изыскивают дополнительные способы воздействия на обывателя в «правильном» направлении... Наиболее простой способ для этого – щекотание читателя и зрителя. Щекотание «веселыми» газетами и журналами, игровыми автоматами, «замечательными» фильмами и передачами с выстрелами, погонями, убийствами и утробным гоготом...

Эта щекотка чревата полным духовным оскудением нации, ибо, во-первых, снимает нравственные тормоза от многократно увиденного на экране кровавого безобразия, притупляет чувство реального ужаса и атрофирует чувство СОСТРАДАНИЯ. Заставляет думать, что это показываемое и есть вершина прогресса и человеческой мысли, что незачем тебе развиваться дальше, ты и так хорош.

Результаты этой деятельности видны на улицах и в милицейских сводках невооруженным глазом.

Здесь следует вспомнить о недавнем нашем прошлом, в котором власть при всех своих очевидных недостатках стремилась воздействовать на своих граждан в правильном направлении, и это ей удавалось. Добавим, это во многом определило нашу Победу в 1945-ом. Во времена моего детства у нас в коммунальной квартире с утра и до ночи работала радиоточка. И наряду с бесконечно звучащей пропагандой пропагандировалась и мировая музыкальная культура. Кроме того, стихи Пушкина я услышал в первый раз по-настоящему в исполнении Качалова. Это пришлось на пору моей ранней юности, почти детства, первой влюбленности и произвело потрясающее впечатление. Конечно, такое совпадение – случай. Но не случайно то, что по государственному каналу транслировалась высокая поэзия. И то, что я стал собой, произошло, безусловно, не без влияния этих литературных передач, и этой музыки, и общей достаточно высокой интеллектуальной атмосферы. Вспомните наиболее популярные фильмы того времени: «Девять дней одного года», «Июльский дождь» и т.д. Достаточно сложные и тонкие фильмы. И на них ХОДИЛ ЗРИТЕЛЬ. То есть государство целенаправленно и профессионально занималось развитием народа. Ибо оно понимало, что нельзя вернуть в общество ребёнка, воспитанного в лесу, утратившего в важный невосполнимый период своей жизни контакт с себе подобными, и невозможно в дальнейшем научить его членораздельной речи.

- А как Вы оцениваете нынешнюю работу ваших коллег по режиссерскому цеху? По-моему, у нас дефицит хорошего кино, сеющего разумное, доброе, вечное.

- Давайте вернемся в прошлое десятилетие. В начале 90-х в нашей стране вообще практически ничего не снималось. Потом по этому поводу я снял фильм «Цирк сгорел и клоуны разбежались». «Ленфильм» в ту пору представлял такую картину: в коридоре, под одной тускло горящей лампочкой кружочком сидели голодные коты и смотрели друг на друга. Больше не было никого. А дальше появилась идея как раз упомянутого Вами «ментовского» сериала – «Улицы разбитых фонарей». Я снял тогда первые две серии под псевдонимом. Одна серия в целом стоила 10 тысяч долларов, в которые входило абсолютно все – и подготовка площадки, и оплата артистов, и монтаж – весь процесс от начала до конечного продукта. Сегодня 10 тысяч долларов – это даже не один съемочный день, а так, несколько кадров. А тогда голодные артисты, в чем приходили, в том и снимались. Но почему это было востребовано? Это было похоже на то, что видел зритель за окном. Голодные артисты играли голодных милиционеров, гоняющихся за бандитами на трамваях, потому как бензина нет. Это было очень похоже на правду, это отражало нашу жизнь. Зрителю хотелось видеть торжество справедливости хотя бы в кино – зло, с которым мы сталкиваемся в жизни, должно быть наказано. Это было первое, с чего вообще стало возрождаться кино в России.

А что из этого вышло…  Любую идею можно довести до абсурда. И еще: «обогащайтесь». В который уже раз приходим к этому незамысловатому лозунгу. Так же получилось и в кино. Номер с «ментами» прошел – и поехали: фильмы стали множиться, превратились в совершенно уже низкопробные и даже непотребные. Продюсеры стали воспитывать зрителя на крайне низком эстетическом уровне. Их, продюсеров, резон прост – максимум доходов при минимуме расходов.

И так не только в кино. Давайте зададимся вопросом: почему так много плохих песен? Да ровно потому же. Талантливых людей вообще, объективно говоря, очень немного. А здесь – нужен поток. И этот поток льет, струится, наводняет эфир. Здесь, по законам жанра, даже нельзя появляться талантливым песням – они просто не впишутся в общую картину. Так что тот самый «пипл», который «хавает», держат на определенном уровне. Вот Петросян. Это еще не самое плохое. Но ладно бы он был один. А вот когда их двести, причем даже ему в подметки не годящихся – вот это уже страшно.

Надо воспитывать народ. Это аксиома. Но об этом говорит, опять же, только КПРФ. Все остальные говорят или подразумевают лозунг «обогащайтесь». Политика, по Ленину, это концентрированное выражение экономики. Все предельно ясно.

- Все-таки никак нам не уйти от политики, посему продолжим. Вопрос по поводу отношения к Путину: Вы не принимаете очень многое из того, что сегодня происходит в стране, но при этом положительно относитесь к тому, кто является сегодня главой государства. Выходит, по-Вашему, это бояре плохие – а царь хороший? 

- Нельзя забывать о том, что его поддерживают около трех четвертей населения, я не думаю, что это очень уж далеко от истины – давайте выйдем на улицу и спросим прохожих, а потом, так сказать, посчитаем голоса. Сегодня многим трудно, но многие – и не только воры и бандиты – стали жить лучше, чем 30, 20 или 10 лет назад. Да, возможно, во многом относительная стабильность и благополучие сегодня напрямую зависит от так называемых «нефтедолларов». Но очень многие при этом согласны с идеей национализации добывающих и стратегических отраслей промышленности. И к этому, я уверен, мы обязательно придем. Должны прийти, ибо это общее наше достояние. Всего народа. Кроме того, есть вещи, которые я категорически не принимаю. Например, платное образование. Недавно был в одном вузе, там в группе из 12 студентов 10 – «платники». Это ужасно. Учить нужно способных, а не богатых. Иначе нового Ломоносова в России уже не будет. А отношение власти к пенсионерам? То, что творится в этой сфере сегодня, могли придумать только откровенные циники и мерзавцы. Одно выражение из их законов – «возраст дожития» - чего стоит! Но еще более жутко то, что сегодня происходит с молодёжью. Почти все поголовно курят, больше половины пьёт, чуть не половина пробовала наркотики, а сколько уже законченных наркоманов - это страшно.

- И напоследок - несколько слов о Вашем новом проекте по книге Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Сегодня можно услышать со стороны господ либералов разговоры о том, что ее-де нужно изъять из школьной программы. Экстремизму, мол, учит. Вы не опасаетесь противодействия реализации Вашего проекта? И если удастся снять такой фильм, то в чём Вы видите его сверхзадачу?

- Знаете, экстремизму учит на самом деле другое. Включите радио «Эхо Москвы», послушайте несколько минут – и, если Вы патриот своей страны - Вы почувствуете себя тем самым экстремистом. Самое страшное для страны – это «пятая колонна», и не важно, кто там по национальности...

А насчет сверзадачи фильма… В момент, когда нация находится, скажем так, не на лучшем этапе своего развития, когда не то что пошатнулась, а как никогда расшатана вера в собственные идеалы и в собственные силы, просто необходимо сказать, что у нас были замечательные предки, которые показали нам пример. А помните последние слова Тараса Бульбы, которые он успел произнести перед сожжением на костре? «И поднимется с востока русский царь, и не будет силы, которая не покорилась бы ему». Конечно, царь здесь – это аллегория. Это сам русский народ, это сама Россия. И я уверен, что такую силу народу – праведную, мощную, несокрушимую – дадут, как и в 40-е годы, именно коммунисты, именно КПРФ – партия нашего трудового народа!

 

www.cprf.spb.ru

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61