КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow «Круглый стол» по теме «Русская классическая литература – кладезь мудрости»
21.01.2018 г.
 
 
«Круглый стол» по теме «Русская классическая литература – кладезь мудрости»
05.11.2015 г.

КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ

Ещё на заре ХХ века русский мыслитель Василий Розанов говорил о том, что «Россия не создала пирамиду Хеопса, Александрийский маяк, Родосский колосс и другие семь чудес света, но она создала великую русскую литературу, великую классическую русскую литературу. Здесь слово доведено было до своей высоты, до совершенства, до Великой Истины». Что ж, возможно, записной либерал-западоид проскулит: «Всякий кулик своё болото хвалит». Но вот в «Советской России» от 3 сентября 2015 года А. Бобров приводит слова члена Французской академии, поэта, эссеиста, философа Поля Валери о том, что в мире есть три духовных феномена и гордости всего человечества – Античность, эпоха Возрождения и русская классическая литература. А Кнут Гамсун, лауреат Нобелевской премии по литературе1920 года, осенью 1906 года писал переводчице Марии Благовещенской: «... Не понимаю, зачем русские так много переводят с других языков. У вас ведь у самих лучшая литература в мире! Во всем мире. О, если бы я только знал русский! Подумать только я смог бы прочитать и Достоевского, и Гоголя, и Толстого и всех прочих в оригинале!» (Цит. по Э. Панкратовой Гамсун и Россия. Доклад на конференции Россия и Норвегия в ХХ веке (14-15.06.2002). Вот если бы наши современники прониклись такой же любовью к произведениям русских классиков!

Красноярское региональное отделение ООД ВСД «Русский Лад» в Год литературы особое внимание уделяет пропаганде произведений отечественных писателей. А на днях в государственной универсальной научной библиотеке провело «круглый стол» по теме «Русская классическая литература – кладезь мудрости». В его работе приняли участие преподаватели красноярских вузов, писатели, общественные деятели, активисты «Русского Лада». Вёл «круглый стол» депутат Законодательного Собрания края, член Координационного Совета движения В.С. Бедарев.

Перед началом заседания руководители отделения В.С. Бедарев и И.С. Бортников посетили руководство библиотеки и вручили Диплом ВСД «Русского Лада» за многолетнее сотрудничество в деле возрождения русского национального самосознания, пропаганде достижений русской культуры и в связи с 80-летием библиотеки со дня основания.

Открыв заседание «круглого стола» В.С. Бедарев, вручил памятную медаль ЦК КПРФ «200 лет М.Ю. Лермонтова» много лет сотрудничающему с «Русским Ладом» кандидату философских наук, профессору, Заслуженному работнику культуры РФ В.И. Замышляеву.

Излагая ход обсуждения темы на «круглом столе» в этой статье, пишущий эти строки часто использует «раскавыченые» цитаты, убирая из них или добавляя в них отдельные слова и выражения, из выступлений.

В.И. Замышляев выступил с основным сообщением о мудрости русской классической литературы. В начале, он дал определения понятий «классическая литература» и «мудрость». По его мнению, «классическое» есть «наивысшее художественное достижение в литературе». А русская литература XIX столетия заслужила мировое признание и справедливо считается «золотым веком». Немецкий писатель Генрих Манн назвал её святой. Чтобы дать определения понятия «мудрость», Владимир Иванович обратился к историческим авторитетам, таким как Гомер, Сократ, Гераклит, М.В. Ломоносов, Гёте, Н. А. Бердяев и пришёл к выводу, что «мудрость в различении добра и зла, в отношениях между людьми, в коллективном опыте их проживания, выраженном в содержательных изречениях, в формах устной речи и письменного текста. Эти изречения часто называют афоризмами – краткими по форме и ёмкими по содержанию».

Что ж и в разговорной речи русского народа и в произведениях литераторов XIX века много кратких, метких и ёмких выражений, которые крепко связаны и с народной жизнью, и с трудом, и с нравственностью. Именно в понимании нравственности и справедливости русская общественная мысль расходится с западной. В.И. Замышляев указал, что А.С. Пушкин, более всех, пожалуй, создал ясно выраженную мудрость – в ясных художественных образах, что впоследствии позволило В.Г. Белинскому заявить: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание». Русские писатели, в основном из дворян, осознавали несчастия трудового народа, но и видели в нём здоровые нравственные устои, мудрость в решении сложных жизненных проблем. Духовное мученичество литераторов в отношении с трудовым народом ярко показано в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского. А поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» можно назвать энциклопедией трудового народа.

Знаменитое изречение Ф.И. Тютчева «умом Россию не понять» Владимир Иванович трактует как «загадку русской души», нелогичность её поведения с точки зрения европейской мысли и культуры». Также как и «всемирная отзывчивость» русского человека, о чём писал Ф.М. Достоевский, удивляла и удивляет до сих пор европейцев. Им, исповедующим национальный эгоизм, создающим своё благополучие за счёт ограбления других народов, не дано понять, как это во всемирной отзывчивости русского человека гармонично сочетаются любовь к Родине, «к отеческим гробам» с заботой о всём человечестве.

Далее В.И. Замышляев отметил, что мудрость русской жизни и литературы всегда связана с понятиями о бытии, о смыслах жизни и о бессмертии и поэтому она философична. А русская философия является учением о бытии, то есть это философия жизни и поиска мудрости, в отличие от западной, которая сегодня превратилась в философию потребления, вседозволенности и героизации индивидуализма и эгоизма. И как прав А.С. Пушкин заявив: «Гордиться славою своих предков не только можно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

Е.С. Бойко - кандидат филологических наук, доцент педагогического университета своё выступление посвятила православной староверческой литературе, которая строго соблюдает каноны своей веры, впитавшие народную мудрость. Она обратила внимание на то, что во всех староверческих книгах особое внимание уделяется приобщению к труду. Не случайно среди староверов бытуют такие поговорки: «Бог то бог, да и сам будь не плох», и «Чтобы к богу обращаться - надо самому трудиться». Староверы уверены, что когда они трудятся, то ангелы радуются. Они верны заветам Ефрема Сирина, что человек должен либо рукодельничать, либо читать, либо молиться, ибо безделье великий грех. И первый труд по понятиям староверов – это молитва. Но, несмотря на это, они молятся лишь ночью, а в дневное время работают. Вот поэтому семьи староверов зажиточны, живут в достатке.

Своё выступление Н.В. Подгурский – член Союза писателей России, бывший старший офицер госбезопасности начал с воспоминаний школьных лет. Его тогда очень удивляло, что при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» учительница рассуждала о партийности литературы. И развивала мысль, что «партийная литература, используя художественные приёмы, устремляет человека к светлому будущему, к коммунизму». И тогда не понимал связи Льва Толстого и коммунистического завтра, и потом много раз задавался этим вопросом. С тех пор много воды утекло, но, по сути, учительница до сих пор права. Литература должна быть народной и идейной, безыдейная литература как осенние листья осыпается в прах.

По мнению Николая Владимировича, идейность русской литературы заключается в правдивости описания русского характера – характера человека русской цивилизации. Затем он привёл слова Ремарка: «Все страны граничат между собой, одна лишь Россия граничит с Богом» и отсюда делает заключение, что русская цивилизация ближе к Богу. Толстой искал дорогу к Богу, но ему, по мнению Н.В. Подгурского, не хватило шага, чтобы рассеять мрак в собственном мировоззрении – нужно было всего лишь задать вопрос о причинности бытия человека: «Зачем, для чего создан и живёт на Земле человек?». И лишь после ответа на это вопрос нужно искать ответы на вопросы: «Как жить?»

И в заключении Н.В. Подгурский с возмущением говорил: «Для меня русского человека, иноязычные вывески на улицах города – всё равно, что красная тряпка для быка на корриде. А что ещё, какое чувство должно вызвать это глумливо- презрительное действо к моему родному языку? (…) Кто или что мешает нынешней городской власти, используя уже принятые законы, за каждую иноязычную букву взымать такой налог, чтобы авторы надписей хорошо подумали, перед тем, как выносить их на фасады зданий». И это совершенно верно!

Несмотря на то, что подавляющее большинство технической и научной литературы в мире издаётся на английском языке, у западной интеллигенции не прекращается стремление к изучению русского языка отметила доктор филологических наук, профессор Л.Г. Самотик. И это стремление объясняется острым желанием прочесть произведения русской классической литературы в подлиннике. К большому сожалению, у нас в последнее время это богатейшее духовное наследие народа потихоньку уходит в небытиё. Работая с первокурсниками-филологами, выдержавших приличный конкурс, удивляюсь, что они ничего не слыхали о Герцене, Огарёве, Добролюбове, из Маяковского знают лишь любовную лирику. Это следствие того, что из школьной программы литература убирается, притом не только советская, но и русская классическая.

В советские годы на уроках литературы в школе, прежде всего, учили нравственности. И начало этому полагал шедевр русской древности «Слово о полку Игореве», сколько мыслей будил его текст в наших головах. А знаменитые пушкинские строки: «И долго буду тем любезен я народу,// Что чувства добрые я лирой пробуждал,// Что в мой жестокий век восславил я Свободу// И милость к падшим призывал» учили нас Добру, Милосердию и Свободолюбию. Сегодня же из курса школьной литературы убрана её воспитательная роль и оставлена лишь эстетическая. И на чём мы воспитываем подрастающее поколение» На реалти-шоу. Более того в современной художественной литературе нередок и мат, и лагерный жаргон.

Но в России всегда и светская, и духовная литература носила сакральный характер. Не зря ведь говорится: «Поэт в России – больше чем поэт!» И это действительно так. И прозаик, и поэт были воспитателями народа, «инженерами человеческих душ». Они смело вскрывали язвы общества с одной стороны, а с другой - воспевали, прославляли добрые дела и лучших людей, показывали «делать жизнь с кого». И не случайно Хрущёв ездил к М.А. Шолохову, а к В.П. Астафьеве приезжали все российские президенты. (От себя дополню, что и В.И. Ленин, и И.В. Сталин уделяли особое внимание работе с литераторами. И.В. Сталин неоднократно приезжал в бывший особняк Рябушинского к Максиму Горькому, где встречался с советскими писателями).

С определения понятий «классик» и «классическая литература» начал своё выступление красноярский писатель В.В. Чариков, подчеркнув, что лишь имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры произведения считаются классическими, а их авторы – классиками. Россия славится своими литературными классиками, их имена широко известны во всём мире. Их произведения, по мнению Владлена Васильевича, «ценны тем, что их герои всегда неразрывно были связаны с судьбой народа, с судьбой Родины, высвечивали характерные черты русского человека, положительные или отрицательные, но одни вдохновляли человека на добрые дела, становились примером в их жизни, другие, отрицательные, заставляли человека задуматься о своих поступках, служили предостерегающим примером мещанства, беззаботности, безразличия, скупости, ханжества, но они тоже становились запоминающими».

Далее он отметил, что произведения русских классиков ценились народом за близость героев читателям, за то, что они «глаголом жгли сердца». Мудрость положительных героев помогала читатель решать свои жизненные проблемы. Из всех русских классиков В.В. Чариков обратил внимание на произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

По его мнению, всё творчество Пушкина просто пронизано мудростью, но особенно этим свойством обладаёт герои его сказок. Впервые познакомившись с ними в детстве, до глубокой старости с удовольствием их перечитываем. Кроме того, он особо выделил отрывок из его оды «Вольность»: «Лишь там над царскою главой// Народов не легло страданье,// Где крепко с Вольностью святой// Законов мощных сочетанье.// (…)// Владыки! вам венец и трон// Дает Закон — а не природа;// Стоите выше вы народа,// Но вечный выше вас Закон». Эти строки В.В. Чариков адресовал правителям нынешней России. А сколько русских людей через всю жизнь пронесли пламенный призыв поэта: «Пока свободою горим,// Пока сердца для чести живы,// Мой друг, отчизне посвятим// Души прекрасные порывы!» - стремились воплотить его в жизнь.

Романы и повести Ф.М Достоевского считает В.В. Чариков сокровищницей философского осмысливания социального и духовного кризиса России. В них размышления Ф.М. Достоевского о судьбах и призвании русского народа, о войне и мире, о нравственности с христианской (православной) точки зрения своевременны и сегодня. Именно через призму этих категорий ему удалось глубоко раскрыть в своих произведениях правду об окружающем его несправедливом социальном мире в России.

По мнению Владлена Васильевича, через всё творчество Л.Н. Толстого проходят «мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, критическое отношение к духовной и социальной жизни российского общества». Непримиримая критика общественного устройства Российской империи, бюрократических институтов самодержавия, церкви отразила противоречия целой эпохи русского общества, и справедливо было названа В.И. Лениным «зеркалом русской революции».

Ярким и эмоциональным было выступление О.А. Пащенко, писателя, редактора «Красноярской газеты», депутата Законодательного Собрания края, последовательного борца за возрождение и развитие русского национального самосознания, и сохранение социалистических ценностей. Вся сознательная жизнь его связана с литературой и поэтому в своём выступлении он часто вспоминал свои разговоры и споры с коллегами о путях развития и особенностях русской словесности.

Олег Анатольевич с гордостью вспоминал, что, несмотря на трудности послевоенного времени, в их квартире была неплохая библиотека, и любовью к литературе, которую сохранил на всю жизнь, он проникся благодаря маме. Родившись в семье фронтовиков, он унаследовал бойцовский наступательный характер и всегда выступает против любого искажения правды о русской и советской литературы. И, когда кое-кто начинает брюзжать, что в дореволюционной России и в СССР никогда не было свободы творчества, он с гневом отвечает, что тогда в литературе была высокая нравственность и такая же высокая духовность. Литература звала к совместному познанию истины, она сеяла семена разумного, доброго, вечного.

А ещё Олег Анатольевич своё выступление дополнял превосходным чтением стихотворений. Так он прочитал из «Денисьевского цикла» Ф. И. Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», то есть годовщины смерти Е.А. Денисьевой: «Вот бреду я вдоль большой дороги// В тихом свете гаснущего дня.// Тяжело мне, замирают ноги... // Друг мой милый, видишь ли меня?» И в этих словах, как и в последующих строфах не только боль и горечь утраты автором любимого человека, в них глубокий философский смысл бренности бытия живущих на Земле.

А вот стихи Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» и «Рабочий», которые прочёл О.А. Пащенко, мало кому знакомы, ведь долгое время они были «книгой за семью печатями», и чувствовалось он их знает давно.

И ещё Олег Анатольевич вспомнил, что И.В. Шпиллер обратил его внимание на одно обстоятельство: в Библии и в Новом Завете нет слова «счастье», но есть слово «радость». Счастье – это часть чего-то, радость содержит в себе «РА», то есть свет, солнце и «ДОСТЬ» - то есть достаток, в общем, жить под солнцем в достатке.

И заканчивая своё выступление, О.А. Пащенко выразил твёрдую уверенность, что русская классическая литература обязательно проникнет в души и сердца русской молодёжи и откроет им светлые просторы человеческого бытия, где люди будут братьями по духу.

Своё краткое выступление И.С. Бортников – первый заместитель председателя краевого отделения ВСД «Русский лад» начал цитированием изречений В.В. Розанова, Поля Валери и Кнута Гамсуна, приведённых в начале статьи. Литература вместе с языком являются главными скрепами народа, в них заключена генетическая и духовная память народа. Не секрет, что именно русская классическая литература подготовила почву для восприятия в России идей социальной справедливости и марксизма. Именно литература воспитывала у русских и советских людей любовь к своему Отечеству, она звала их трудиться на его процветание и вставать на его защиту. Вот потому-то недруги русского народа в своём стремлении «сделать так, как будто никогда такого великого народа на Земле не было» (А.А. Зиновьев) главные удары по литературе и русскому языку и наносят: сокращаются часы изучения литературы в средней школе, из программы исключены произведения не только советских, но и некоторых прогрессивных дореволюционных писателей, не издаются или издаются малыми тиражами книги русских классиков. Наша задача пропагандировать нашу русскую литературу и прививать у молодого поколения любовь к чтению книг русских классиков.

Подводя итоги заседания «круглого стола» В.С. Бедарев - председатель регионального отделения ВСД «Русский Лад» отметил, что основным содержанием произведений русской классической литературы является борьба Добра со Злом и Добро всегда выходило победителем. Для нас знание русской классической литературы, её пропаганда в широких кругах общества важно потому, что мы в результате контрреволюционного переворота вновь оказались в обществе, мерзости которого так ёмко показали русские классики XIX столетия. Но и в том «тёмном царстве» были «лучи света», которые указывали путь русскому народу к освобождению от оков самодержавия, молоха капитализма и мещанского образа жизни. Уверен, что прививая подрастающему поколению идеалы и ценности русской классической литературы, мы подвигнем их на борьбу с засильем западного умственного ига, на утверждение общества социальной справедливости.

 

 

 

 


Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61