КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow Замечательно то, что такие конкурсы проходят среди школьников
22.01.2018 г.
 
 
Замечательно то, что такие конкурсы проходят среди школьников
18.03.2015 г.

КОНКУРС ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

Литературное чтение как учебный предмет в школе имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям.

Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

«…только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя...»

М.А.Рыбникова

Обучение выразительному чтению в школе было актуальным всегда. Поэтому многие методисты обращались к этой теме. В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А. Рыбникова, Е.В. Язовицкий, М.Г. Качурин, Р.Р. Майман, Б.А. Буяльский, Ю.И. Лыссый и другие учёные-методисты, учителя-словесники видели в выразительном чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения и считали, что оно должно занять значительное место в работе учителя, особенно с учащимися среднего возраста.

По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто­живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи­тают бесстрастно, думая... только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху­дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова­нии ими поэтического текста?

Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.

Когда наступает возможность предъявить требования к художественному чтению в полном объеме, то они таковы:

1) простота и естественность;
2) проникновение в идейно-художественное содержание произведения в меру доступности ученикам данного возраста;
3) четкая передача мыслей автора;
4) выявление своего отношения к читаемому;
5) активное общение со слушателями;
6) четкое и правильное произношение;
7) передача специфики жанра и стиля произведения;

8) эмоциональная окраска действий и героев произведения;
9) умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

Вот такие требования были предъявлены к участникам муниципального этапа конкурса «Живая классика», который проходил 18 марта в здании общеобразовательной средней школы №145. Здесь собрались победители районных конкурсов юных чтецов «Живая классика» - ученики школ города 6-7 классов. Чувствовалось волнение и самих участников , и их наставников — учителей, волновались и родители.

На суд жюри, в состав которого входили литераторы-специалисты , свое мастерство художественного чтения представили 26 участников конкурса: 14 юношей и 12 девушек.

Звучала проза. Выбор произведений порадовал: звучали отрывки из произведений классической литературы: А. П.Чехов «Каштанка», В.Каверин «Два капитана», В.П.Астафьев «Хвостик»,»Ода русскому огороду», « Пастух и пастушка», А.Фадеев «Молодая гвардия», Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова», А.Н. Толстой. Статья «Родина», А.М.Горький «Воробьишко» и другие. Отрывки выбранных произведений несли в себе эстетическое и нравственное начало. Чувствовалось, что исполнители глубоко переживали то, о чем повествовал автор произведения; они голосом, мимикой , жестами передавали характер героев произведения и свое отношение к поступкам этих героев: вместе с ними шутили, грустили, рассуждали, гневались, пели и плакали...

Особенно присутствующих взволновало прочтение отрывка из романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия» в исполнении Сташуль Марии ( СШ№85). Виртуозное исполнение! Пережит каждый момент, каждое слово, каждое движение представленных действий и героев романа. Исполнительница вела слушателей за собой, заставляла вместе с ней переживать и волноваться за Ульяну Громову, Любовь Шевцову... Она магически захватила души слушателей и сумела убедить каждого в искреннем сочувствии героиням романа и вызвать в каждом чувство великой гордости за русского человека, веру в его силы. Художественное чтение Сташуль Марии единогласно было признано лучшим.

Прекрасно выдержали все условия выразительного прочтения текста Баталов Данил ( отрывок из произведения С.Алексеева «Тульские пряники»), Котович Егор ( отрывок из произведения В.П.Астафьева «Ода русскому огороду», Шарыпова Ксения ( отрывок из произведения Ю.Яковлева «Девочка с Васильевского острова»), Шумайлова Мария ( Р.Бредбери «Все лето в один день»), Авхадеева Камилла ( А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»), Курц Анна ( А.Чехов «Каштанка») и можно продолжать дальше перечень участников конкурса, так как каждое выступление было душевным и выразительным. 15 лучших чтецов были награждены Грамотами, а Сташуль Мария и Котович Егор приглашены на Фестивальный концерт КРОО «Русское общество» - «Таланты сибиряков», -который будет проходить 18 апреля в Доме офицеров для ветеранов войны и труда.

Выступления участников конкурса никого не оставили равнодушными: доставили большое эстетическое наслаждение и оставили в душах слушателей глубокое чувство сопереживания. А значит, каждый исполнитель достиг своей цели — он донес до слушателей красоту и правду поэтического слова автора произведения, образность словестного искусства.

Замечательно то, что такие конкурсы проходят среди школьников, они возвышают значимость классической литературы, прививают любовь к русскому языку. И хочется низко в ноги поклониться учителям русского языка и литературы, которые берегут кладезь русской литературы и приучают беречь его своих учеников.

Заместитель председателя КРОО «Русское общество» регионального отделения ВСД «Русский лад», председатель жюри конкурса

А.П.Елесина

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61